Влияние на выбор кинофильмов уровня эмоционального напряжения зрителей

Влияние на выбор кинофильмов уровня эмоционального напряжения зрителей

Исследуются особенности выбора зрителями киножанров с разными динамическими характеристиками с учетом субъективного восприятия насыщенности жизни во временной перспективе. Студентам, участникам исследования, предлагалось выбрать из 16 фильмов тот, который они в данный момент времени предпочли бы посмотреть. Данный список был предварительно составлен на основании оценок 187 популярных у студентов фильмов.

В настоящее время роль киноиндустрии в современном обществе не подлежит сомнению. Кинобестселлеры собирают огромные аудитории людей, желающих приятно провести время, позволяя им отдохнуть, отвлечься от повседневных проблем. Современное киноискусство влияет на особенности восприятия зрителем окружающего мира, создавая некую виртуальную реальность, которая подтверждает или замещает объективную действительность, оказывает мягкое и не всегда осознаваемое воздействие на нравственные идеалы и мировоззренческие позиции.

Художественные фильмы способны корректировать настроение зрителя. Ряд исследователей предполагают, что выбор зрителя часто носит компенсаторный характер, заменяя недостающие в жизни эмоции, помогая расслабиться или снять излишнее возбуждение. При этом для того, чтобы получать удовольствие при просмотре кино, эмоции не должны быть чрезмерными. Существует некий диапазон эмоционального напряжения художественного киносюжета, который вызывает чувство удовлетворения у зрителя. Отклонение от этого уровня в ту или другую сторону может вызвать раздражение, обусловленное переутомлением или скукой. Этот диапазон будет зависеть от личностных особенностей зрителя, определяя склонность придерживаться некой постоянной линии в процессе принятия решения, какой фильм посмотреть. Он также обусловлен и конкретным эмоциональным состоянием человека в момент выбора. Здесь в действие вступает ситуативная мотивация, в результате которой зритель то предпочитает погрузиться в кинореальность, полную динамизма, то получает удовольствие от неспешного повествования.

Влияние эмоционального состояния зрителя на выбор кинофильмов с разными динамическими характеристиками не достаточно полно исследован. Во многом это связано с методикой исследований, основывающейся на различных вариантах опросов и самоотчетах с просьбами проанализировать причины своего поведения. В силу того, что наши эмоции не всегда осознаваемы, данные методы не позволяют составить полную картину психологических причин выбора зрителями кинопроизведений с разной степенью динамизма. Серьезное затруднение вызывает также отсутствие приемлемой для данных исследований классификации кинопроизведений по критерию динамизма. Это выдвигает проблему разработки собственных качественно-количественных категорий анализа содержания фильмов, позволяющих изучать взаимосвязь динамических характеристик кино с психическим состоянием зрителей, осуществляющих выбор.

В психологии под динамикой принято понимать непроизвольную ситуативную направленность энергии человека. У зрителя она будет тем выраженней, чем больше в сюжете киноповествования элементов, привлекающих повышенное внимание и способных стимулировать динамические процессы в человеке. Такие элементы в дальнейшем мы будем именовать психо-логически-напряженными событиями. Чем приближенней к реализму, тем в большей мере обеспечивается включенность зрителей в киносюжет. Насыщенность психологически-напряженными событиями наиболее свойственна жанру «экшен», сюжеты которого состоят из быстро сменяющих друг друга действий. Напротив, концентрация психологически-напряженных событий будет минимальной в фильмах с неспешным, размеренным повествованием, где детально обрисовываются характеры персонажей, а также специфические особенности ситуаций взаимодействия киногероев, их быт и социально-культурный контекст.

Анализируя выбор кинофильмов через психические состояния зрителей можно отметить: интенсивность проявления эмоциональных переживаний связана с субъективным восприятием насыщенности событиями собственной жизни, с тем, насколько рационально, с точки зрения индивида, он тратит свое время на реализацию собственных целей. В этом плане представляет интерес рассмотрение проблемы выбора фильмов с разными динамическими характеристиками с позиции временной перспективы. Под временной перспективой понимается широкая совокупность представлений индивида о своем психологическом будущем и психологическом прошлом, существующая в данный момент как динамическое базовое свойство человеческого существования. Данное понятие широко используется в исследованиях потребностно-мотивационных предпосылок поведения личности. Оно позволяет рассматривать глубокое и широкое влияние на человека непосредственной ситуации, в которой он находиться, исходя из его воспоминаний прошлого, ожидаемых последствий своего поведения, а также позитивной или негативной настроенности по отношению к своему прошлому, настоящему и будущему.

Так как результаты ряда исследований говорят о том, что кинофильмы позволяют управлять эмоциями зрителей и выдвигается предположение, что выбор зрителем художественного фильма может носить компенсаторный характер, представляется интересным сопоставить насыщенность кинофильма психологически-напряженными событиями с субъективным восприятием зрителя, делающим выбор в его пользу, насыщенности событиями собственной жизни во временной перспективе.

В психическом состоянии человека, влияющем на особенности его адаптации к окружающей среде, выделяют две дихотомии: напряжение — расслабление и возбуждение — успокоение. При этом экстремальные для личности состояния, вызывающие дискомфорт, возникают при условии выхода за пределы личного диапазона оптимальных переживаний: когда жизнь воспринимается слишком напряженной и чрезмерно насыщенной событиями, это вызывает утомление; напротив, бедная событиями жизнь ведет к возникновению апатии, скуки, внутренней неудовлетворенности собой. Соотнося личный диапазон оптимальных переживаний зрителей с особенностями их выбора художественных фильмов с разной степенью концентрации психологически-напряженных событий, можно подтвердить или опровергнуть гипотезу о компенсаторной роли кинофильмов в жизни людей применительно к их психическим состояниям в момент свершения выбора.

Эмпирическое исследование
Цель исследования — изучить особенности выбора зрителями кинофильмов с разными динамическими характеристиками с учетом их субъективного восприятия насыщенности собственной жизни во временной перспективе.

Задачи:
— составить классификацию художественных фильмов, проведя контент-анализ динамических характеристик популярных художественных фильмов;
— сравнить полученные в ходе контент-анализа динамические характеристики художественных фильмов с субъективными оценками студентов динамизма в анализируемых фильмах;
— дать характеристику способов привлечения зрительского внимания в художественных фильмах, максимально различающихся по степени насыщенности сюжета событиями;
— проанализировать роль субъективных оценок степени насыщенности собственной жизни в выборе художественных фильмов с разными динамическими характеристиками.

Гипотезы:
— отобранные фильмы с разными динамическими характеристиками будут качественно отличаться по способам эмоциональной стимуляции зрителей;
— выбор в пользу фильмов с разной степенью насыщенности событиями будет носить компенсаторный характер, позволяя нивелировать неудовлетворенность насыщенностью реальной жизни событиями.

Выборка: 41 девушка и 19 юношей в возрасте 20—21 год, обучающихся по специальности «Реклама и связи с общественностью» ННГУ имени Н.И. Лобачевского.

Методика исследования. Для исследования субъективной оценки степени насыщенности собственной жизни и субъективного эмоционального диапазона использовался метод незаконченных предложений. Студентам предлагалось, воспользовавшись 12-бальной шкалой, достроить следующее предложение:

«Прошедший месяц можно оценить на … баллов, в настоящем у меня …, в ближайшем будущем, скорее всего, меня ожидает …». Для выявления личного диапазона оптимальных переживаний, предлагалось завершить следующее высказывание: «Мне нравится, когда в моей жизни …, но я терпеть не могу, когда у меня … баллов». Максимальный балл (12) студенты ставили, если считали что их жизнь в рассматриваемые временные промежутки максимально насыщенна событиями, 0 — когда диагностировали «полный штиль» в эмоциональном плане.

Для исследования субъективных оценок динамичности фильмов предлагалось проранжировать шестнадцать фильмов. По результатам опроса рассчитывался удельный вес субъективных оценок студентов динамичных характеристик по каждому из фильмов (ДХ), где 1 балл ставился самому динамичному, с точки зрения студентов, фильму, а 16 баллов — наиболее спокойному. Данные фильмы были отобраны в результате предыдущего исследования, где студентов просили назвать самые любимые фильмы, не ограничивая их в количестве названий. Все эти фильмы хорошо узнаваемы студентами, но при этом отличаются друг от друга динамикой и продолжительностью (табл. 1). Содержание данных фильмов было подвергнуто контент-анализу (КА) по концентрации психологически-напряженных событий.

При разработке процедуры КА мы руководствовались следующими соображениями. Классическая структура кинофильма состоит из трех актов: завязка, борьба героев на пути достижения цели и кульминация. Каждый акт отличается по концентрации психологически насыщенными событиями. Так как по продолжительности показа отобранные нами фильмы значительно отличались друг от друга, для удобства анализа киносюжеты фильмов разбивались на девять частей. При анализе фильмов использовались такие категории, как: Т — общая продолжительность фильма (в мин); ПНС — общее количество психологически насыщенных событий; ПНС1-ПНС9 — количество психологически насыщенных событий в каждый из исследуемых 9-ти отрезков времени; ПНС/Т — удельный вес психологически насыщенных событий; ПНС1/Т-ПНС9/Т — удельный вес психологически насыщенных событий в один из девяти отрезков времени. Индикаторами ПНС являлись непредсказуемый поворот событий; поведение, отходящее от привычных ролевых образцов; социально нежелательные действия; события несущие угрозу жизни, здоровью и душевному благополучию главных персонажей. Подсчет баллов по категории ПНС осуществлялся посредством фиксирования проявления одного из индикаторов данной категории.

Результаты исследования и их обсуждение

Корреляционный анализ разработанного нами категориального аппарата динамических характеристик фильмов с субъективными характеристиками этих фильмов, данными студентами, показал высокую статистическую значимость (табл. 1). К безусловным лидерам по количеству психологически напряженных событий, характеризующих динамизм фильма, относятся такие фильмы, как «Техасская резьба бензопилой» (ПНС=103), «007: Координаты Скай-фолл» (98); «Остров проклятых» (80); «Аватар» (79) «Бойцовский клуб» (74); «Бесславные ублюдки» (72).

Источник: https://psychojournal.ru/article/891-vliyanie-na-vybor-kinofilmov-urovnya-emocionalnogo-napryazheniya-zriteley.html#t20c

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей медицины
Читайте также

Добавить комментарий