Музыкальная типология ассоциативной соционики

Музыкальная типология ассоциативной соционики

В музыкальной психотерапии известны модели В. Петрушина, описанные в его статье «Психологические модели отражения действительности в искусстве», построенные также как и соционическая модель Бабочка на ассоциациях. Модели Петрушина не имеют прямого отношения к соционике. Тем не менее между ассоциативной моделью и моделями Петрушина можно провести параллель на уровне теории. При создании своих моделей Петрушин опирался на теорию о темпераментах Ганса Айзенка, архетипы Юнга и психологические значения цветов по М. Люшеру. Автор ассоциативной модели также как и Петрушин использовала теорию о классических темпераментах, связывая их воедино с соционическими функциями и с цветами энергетической системы чакр.

Основное отличие теоретического подхода О. Тангеманн от подходов к моделированию В. Петрушина и В. Гуленко, как впрочем и некоторых других авторов, интересующихся сходными вопросами, заключается в универсальном характере ассоциативной модели, ее глубине и фундаментальности, берущими начало в психоаналитической концепии З.Фрейда о компонентах структуры личности. Возвращение к базовым понятиям основоположников психотерапии — З.Фрейду и К.Юнгу и анализ их концепций с перспективы соционики позволили по- новому переосмыслить их теоретическое наследие, увидеть не только их идейные различия во взглядах на природу психики, но и то общее, что их связывает и гармонично дополняет. Сплав этих разных учений о функционировании психики нашел свое выражение в создании ассоциативной модели «Бабочка» и ассоциативного метода типирования.

Наиболее интересны для ассоциативной теории интерпритации В. Петрушина относительно связи характера музыки с темпераментами по Айзенку и с архетипами по К. Юнгу. При сравнении подходов В. Петрушина и О. Тангеманн обнаруживаются следующие сходные положения на уровне теории. Тип психической энергии (далее ТПЭ) Эго накладывается на архетип “Герой”, темперамент холерика и соотносится в модели В. Петрушина с быстрой минорной музыкой (маршем). ТПЭ Ид совпадает с архетипом «Дитя», темпераментом сангвиника и быстрой мажорной музыкой (танец). ТПЭ Суперэго соотносится с архетипом “Старец”, темпераментом флегматика и медленной мажорной музыкой (молитвой). ТПЭ Суперид ассоциируется с архетипом «Матери», темпераментом меланхолика и медленой минорной музыкой (песней).

В своем подходе Петрушин использует примеры классической музыки, тогда как Тангеманн исследует музыкальные предпочтения типируемых онлайн, которые обычно предпочитают популярную музыку самых разных стилей и направлений. Последние разработки и открытия в области музыкальной терапии В. Петрушина и ассоциативной теории О. Тангеманн открывают новые возможности для более эффективного использовании знания о психологическом типе человека в музыкальной психотерапии.

Ассоциативная типология может использоваться в соционике и психотерапии в качестве инструмента психологического «блитц»-диагностирования личности. Используя типологию как инструмент психодиагностики прсихотерапевту или соционику-диагносту не потребуется много времени, чтобы определить душевную динамику клиента. Сначала выявляется оппозиция двух ТПЭ – ведущего и компенсирующего, затем определяется самый слабый ТПЭ – область энергетической недостаточности. Конечной целью работы психотерапевта является достижение душевного баланса, который есть суть гармоничного взаимодействия всех ТПЭ в структуре психики человека.

Согласно Тангеманн, человек наиболее комфортно чувствует себя в одном из двух ТПЭ, типичных для него/нее. Это выражется в способности легко переключаться между разными эмоциональными состояними, характерными для его/ее оппозиции ТПЭ. Залог успеха работы диагноста в его умении правильно определить оппозицию ТПЭ, чтобы помочь кленту успешно разобраться со своим типом энергетического и информационного метаболизма, правильно определить свой тип и подтип. Хотелось бы, чтобы профессионалы в области практической психологии и психотерапии уже сейчас осознали важность и ценность соционического диагностирования для повышения эффективности терапии, для поиска и выработки новых, более успешных и дифференцированных подходов в работе с клиентом. Эта мысль проходит красной нитью в одной из недавно опубликованных статей В. Петрушина:

Источник: https://psychojournal.ru/article/211-muzykalnaya-tipologiya-associativnoy-socioniki.html#t20c

Самые свежие новости медицины на нашей странице в Вконтакте
Читайте также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.